Большое интервью с защитником «Торпедо-Горький».
Совсем недавно Александр Пелевин был признан лучшим защитником пятой недели регулярного чемпионата ВХЛ — он провёл два матча, в которых набрал 2 (0+2) очка и заработал показатель полезности «+3».
В интервью для официального сайта ВХЛ Александр рассказал о дружбе в нижегородской команде, двух чемпионствах в карьере и родном городе Балахне.
— На чемпионских перстнях команд НХЛ написано: мы не извиняемся перед теми, кого прошли в плей-офф. Победой 5:0 над ХК «Норильск» вы отправили в отставку главного тренера соперника Владимира Гусева. Тут вам тоже не жаль?
— Сложный вопрос... Это хоккей, всякое бывает. Общались с ребятами из команды — ходили слухи о том, что отставка наклевывалась. Наверное, мы просто забили последний гвоздь. Все играют на победу, поэтому никаких сожалений. Думаю, их тренер — большой специалист, и в ближайшем будущем он найдет команду.
— Почему в раздевалке в кадр с лучшим игроком всегда попадает не он один, а несколько человек — хотите прикоснуться к его успеху?
— У нас очень дружный коллектив, все ребята хорошо общаются друг с другом. В Норильске Диме Дагестанскому дали цепь лучшего игрока. Так получилось, что мы с ним сидели рядом, да и вообще знакомы с малых лет. Он сказал: «Пацаны, все сюда». Сложилась традиция, что фотографируемся определенной группой людей и радуемся успеху партнеров.
— В 2022 году вратарь Лоренс Зиннадин говорил, что ты его личный талисман и перед игрой он ловит твой взгляд. С чего это пошло?
— Как раз в начале того сезона Лорик приехал к нам в команду. Мы с ним сблизились еще на сборах с «Торпедо» в КХЛ, жили в одном номере, в одной комнате, и с тех пор общаемся. Были моменты, когда нас, так скажем, разводило по разным сторонам, но мы не переставали поддерживать связь.
— Ритуал с взглядом еще существует?
— Не всегда, но бывает. Лоренс очень серьезно подходит к настрою на матчи. Его не видно и не слышно, даже можно не найти в раздевалке: перед игрой лишнего слова не проронит. Включается с самого начала дня, с утренней раскатки. У него свои ритуалы, отдельно разминается. Относится к этому с полной ответственностью. Когда ловишь его суровый взгляд, иногда может улыбнуться.
— У тебя лучший показатель полезности в команде — «+9». Можно сказать, что это заслуга партнеров, но ведь ни у кого больше такого нет. Пропущенные шайбы обходят тебя стороной?
— Пока удается так. Большое спасибо партнерам, ребятам из вратарской линии. Они подтаскивают. Я в свою очередь тоже стараюсь выкладываться по максимуму, чтобы команда в моем присутствии лишний раз не пропустила. Хоккей — это командный вид спорта. Все ребята стараются и большие молодцы.
— В матче против «СКА-ВМФ» ты повторил личный рекорд по количеству смен за игру в ВХЛ — 34. Больше нагрузка или короче отрезки?
— В той конкретной игре одному из защитников по причине ошибки решили дать подумать и отдохнуть. У нас в команде это нормальная практика. Получается, провели матч в шесть защитников, было много меньшинства, большинство... Так вышло, что некоторые смены были переиграны. Особенно тяжело давался второй период, где дальняя скамейка. Хоккей быстрый и непредсказуемый — надо всегда быть готовым, и чтобы не подставить команду, где-то приходилось переигрывать. А вообще тренерский штаб и все ребята понимают, что чем короче смены, тем интенсивнее темп: ты всегда в игре, есть время восстановиться. У нас установка играть короткими сменами.
— Самочувствие после матча с перенагрузкой отличается?
— Не знаю, по какой причине, но уже в конце овертайма почувствовал, что мышцы ног немного свело. На последних секундах ехал на полуспущенных. Усталость, конечно, присутствовала, но все перечеркивается тем, что мы победили.
— Сезон для команды начался с четырех поражений в пяти матчах. Почему так произошло?
— В начале сезона попались непростые соперники. Считаю, что сейчас все еще начало сезона — игроки притираются, нащупываем свою игру. Обновился состав. Не будем говорить, что команда новая: многие ребята остались с прошлого сезона, но многие добавились. Подтягиваются выпускники МХЛ и те, кто еще может там выступать. Сейчас пробуют, чувствуют хоккей Витя Федоров, Леха Анисимов, Макар Ополинский — все находятся в расположении «Торпедо-Горького». Ребята добавляют какой-то энергии, азарта в игру. Им надо доказывать, стараться, бороться. Последние матчи проводим достаточно неплохо. Пока для нас неудачно складывается большинство игр на домашней арене, но мы над этим работаем и будем это менять.
— Игроки «Нефтяника» год назад говорили, что на действующего чемпиона настраиваются иначе. Прочувствовали это на себе?
— Согласен, есть такое. Допустим, прошлый год был для «Торпедо» первым после возвращения в лигу — никто не понимал, как и во что мы играли. По ходу сезона к нашему хоккею привыкли, и сейчас ребята выходят с другим настроем. Обыграть чемпиона всегда дорогого стоит.
— Фигурирует ли чемпионство в вашем настрое?
— Нет, вообще никак. После отдельных, не лучших матчей тренеры напоминают нам, что прошлый сезон — это уже история, и надо жить сегодняшним днем.
— Есть выражение, что когда ты побеждаешь, то оказываешься на дне следующего уровня. После завоевания Кубка были такие ощущения?
— Конечно, нет предела совершенству. Со многими ребятами в команде мы брали Кубок Харламова в составе «Чайки». Следующим этапом была ВХЛ. Весной выиграли Кубок Чемпионов России, сейчас — новый вызов. Всегда хочется побеждать. Завоевывать кубки и медали — престижно, в этом и есть суть игры.
— Триумфы в МХЛ и ВХЛ отличались?
— Общались с ребятами на эту тему, могу сказать про свои ощущения. Чемпионство на молодежном уровне — это незабываемые эмоции, первая крупная победа. Я играл в МХЛ три сезона, и мы шли к ней три долгих года. Дважды вылетали в 1/4 финала и только после этого смогли завоевать долгожданный трофей. В ВХЛ тоже были непередаваемые, но другие эмоции. Лично для меня все как будто прошло спокойнее. В финальном матче не играл по ряду причин.
— Тогда какую речь произносил перед Кубком с шампанским?
— Если честно, уже и не вспомню, — улыбнулся Александр. Может быть, пройдет какое-то время — буду пересматривать матчи и победную раздевалку. Тогда и вспомню, как все было, что говорил... С чемпионством молодежки я это уже делал.
— После золотого сезона в 2023 году несколько игроков «Чайки» оказались в «Дизеле», когда «Торпедо» еще с ним сотрудничало, но вскоре договор был расторгнут. В тот момент ваши пути разошлись?
— Да, почти со всеми. В разгар первого месяца сезона нам сообщили, что расторгают контракты. Некоторым ребятам предлагали остаться в Пензе, но лично для себя перспектив я там не видел. Те же Лоренс Зиннадин, Матвей Уткин, Артем Левинский разъехались по разным городам и волостям. Тем не менее, когда пересекаемся на ледовых площадках на выезде или где-то еще, вспоминаем былые времена, обсуждаем, как жизнь.
— Не испытывал чувства несправедливости? Когда завоевываешь Кубок, ожидаешь шага вперед.
— Руководство посчитало, что на тот момент мы не были готовы к уровню КХЛ. Не знаю, согласиться с этим или нет. Думаю, им с тренерским штабом виднее. Согласен, что, когда в середине сентября тебе говорят: «Давай, ищи команду», начинаешь задумываться, где сделал что-то не так. Тем не менее, все сложилось хорошо. Ребята из чемпионского состава, которые уехали в Пензу, нашли себе команды. Кто-то вернулся в Нижний Новгород.
— Куда завела судьба тренера-чемпиона Николая Воеводина?
— Все очень тепло вспоминают время работы с Николаем Анатольевичем. Я тоже могу сказать, что очень рад был поработать с этим тренером. Как мне известно, ему уже на льду, когда мы поднимали Кубок, предложили возглавить «СКА-Неву», теперь — «СКА-ВМФ». Продолжает тренерствовать в Петербурге, но пока дела идут не особо: команда проигрывает. Надеюсь, что они смогут выбраться из этой ситуации.
— В комментариях тебя называют «своим парнем». То, что ты родом из Балахны, поспособствовало возвращению в нижегородскую систему?
— Мне кажется, в приоритете всегда стоит цель сохранить своих воспитанников. Не всегда получается: для этого ты должен соответствовать какому-то уровню. А так — болельщикам приятно, и у самого есть какая-то гордость играть в системе клуба, за который болел в детстве. Здорово, когда ты прошел путь от самой школы. Она и работает для того, чтобы играли воспитанники.
— За что ты любишь родной город?
— Да просто за то, что это моя малая родина. В выходные и в отпуске стараюсь проводить как можно больше времени дома с родителями, близкими. Балахна — это небольшой город в Нижегородской области. Расположен не так далеко, минут в 50 езды от Нижнего Новгорода. Стоит на Волге. Родина Кузьмы Минина. У нас бумажная и картонная фабрика, бумажный комбинат. Обычный, тихий и спокойный рабочий городок. Он нравится мне за то, что там комфортно.
— В сентябре ты разместил у себя в соцсетях объявление о наборе в секцию «Торпедо» по флорболу — разновидности хоккея с мячом. Что сподвигло тебя популяризовать этот спорт?
— Меня попросили. В детстве пересекались с тренерами, играли во флорбол. Хорошо общаемся, нас приглашают на мастер-классы — с удовольствием приезжаем. Ребятам приятно, и нам несложно. Хоккей и флорбол — это почти одно и то же. Считаю, что любой спорт достоин внимания. Главное, чтобы детям нравилось и они получали от него удовольствие.
— В годы работы главным тренером «Торпедо» Игорь Ларионов предлагал тебе посмотреть нарезки игры Боуэна Байрэма — защитника «Колорадо Эвеланш», а ныне — «Баффало Сейбрз». Удалось это сделать?
— Конечно. К большому счастью, несмотря на какие-то санкции, сейчас все в открытом доступе. Мне скидывали нарезки, сам смотрел игры и следил. Нравится игра этого защитника. Не скажу, что ориентируюсь на него, но сделал определенные выводы и какие-то моменты даже почерпнул.
— «Нам нужно начало атаки. Это, наверное, его самая слабая сторона. Это не только мое мнение, я разговаривал с тренерами «Торпедо-Горького», — комментировал твою игру Профессор. Каково было слышать такие слова?
— Это взялось не с потолка, здесь есть определенная мотивация. Все люди здраво смотрят на игру. Думаю, никто не хотел сажать меня просто так. Мнение объективное. Прислушиваюсь к словам, постоянно пересматриваю недочеты. Конечно, и злость присутствует, в первую очередь — на себя... В каких-то моментах стараюсь это исправлять, больше играть с шайбой.
— Как тренировал недостающий компонент?
— Задача защитника заключается в быстром отборе и быстром начале атаки. Не нужно придумывать чего-то сверхъестественного, каких-то фетисовских передач. Как любят говорить, пас первому игроку. Нужно стараться понимать, читать игру. По началу сезона могу сказать — считаю, что добавил в этом компоненте. Продолжаем работать.
— В сезоне 2025/2026 тебя пока не привлекали в команду КХЛ. Готов показать, что подтянул начало атаки?
— Если представится шанс, буду изо всех сил доказывать свою компетентность, стараться занимать место в составе. Буду его выгрызать.